ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВИТАЛИЯ СИМОНОВСКОГО |
Назад к списку | Предыдущая страница | Следующая страница |
ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ |
Виталий Симоновский |
ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ
(венок сонетов с предисловием) "…если Бог есть сверхсистемное начало и система мира сотворена Им путём абсолютного творческого акта, то существует резкая бытийственная грань между Богом и миром, между Творцом и тварью." Н.О.Лосский, Бог и мировое зло "Развеселись!.. В плен не поймать ручья? Зато ласкает беглая струя!" Омар Хайам Мысль о том, что каждый человек вечен или может быть вечным в какой-то иной жизни, лежит в основе магистральных религий. Если человек смертен, то какой смысл этой жизни? Так вопрошали во все времена. Но вся сложность, интересность, неисчерпаемое многообразие этой жизни, половодье чувств, настроений, ощущений, страстей и борьбы, разнообразие творческой деятельности – внушали мысль о значительности бытия человека, человеческого разума, о целеосмысленности его на вечные времена. Отсюда религиозные гипотезы о вечности души, о перспективе воскрешения. Это может быть так, но совсем не в такой форме, как способен помыслить человек. В Библии говорится, что люди воскреснут. Или некоторые, на усмотрение Всевышнего. Возникает простой вопрос: в каком возрасте человека должно (целесообразно) воскресить и зафиксировать в таковом на веки вечные? Ведь человек – это не нечто неизменное, не предмет, но текущий, развивающийся процесс. Младенец, ребёнок, юноша, молодой человек, зрелый человек, пожилой, стареющий, дряхлеющий. И на каждой стадии это уже другая личность, сохраняющая, разумеется, некоторую преемственность физических и психических черт. Спрашивается, с какой стадии обычного течения жизни человека надлежит его воскрешать и, надо полагать, зафиксировать его в этой стадии навечно? (Ведь если воскресить с какого-то этапа и далее пусть он развивается по тем же земным (или неземным?) законам, то это тривиальный повтор жизни; тогда всё равно имеется в виду её конечность). Ребёнком? Конечно, нет. Ибо ребёнок устремлён в будущее, в становление взрослым. Юношей? Тоже нет. Это всё ещё период становления. Зрелым человеком? Этот период имеет пору поздней молодости (25-35), когда продолжают бушевать страсти и накапливаться опыт путём всё нового набивания шишек. Это ещё не та пора, когда вроде бы желательно остановиться и дальше не меняться. Дальнейший период (35-50) зрелости, казалось бы, идеален. Вот он, человек, остановись мгновение! Но в эту пору начинают накапливаться признаки увядания, как первые жёлтые листья на деревьях в конце августа. Период 50-70 идеален в смысле мудрости (при хорошем здоровье) и утихания страстей. Но многого уже, увы, нет того, чем была прекрасна молодость. После 70? Вряд ли кто-либо захотел бы воскреснуть дряхлым стариком. Как видим, нет такого этапа в жизни человека, каковой стоило бы зафиксировать навечно. Любой человек – это процесс, имеющий свою логику развития: зарождения, становления, апогея, заката и, увы, неизбежного конца. Увековечить человека означает остановить, зафиксировать процесс. Заморозить ручей. Но это уже будет не ручей, а глыбы льда. Может быть, идея о вечности человека не только фантастична. Она – противоестественна. Что же вечно? Вечен Космос, его дыхание, в основе которого, несомненно, лежит разумное начало – Высший Разум, Абсолют, Бог. И каждый человек – носитель разума – есть Его вечное, переменчивое проявление. В этом – вечность, в этом предельно высочайший смысл прожития каждого человека. По-видимому, человек, человечество -- это один из способов реализации вечной игры Высшего Разума. Люди – волны. Они возникают и исчезают. Океан – вечен. "И что без бури океан?" I Ты алчешь вечности, упрямый человек? Но люди не столпы, но беглые процессы, Что зарождаются, текут сквозь дни и стрессы, И Леты мерный плеск встречает их пробег. Минувшее тускнеет, как весенний снег. И не понять уже былые интересы. В ушедшем прошлом нет ни плотности, ни веса. Забвенье – вот удел течений бренных всех. И лишь, как в древности вещал Платон, идея Над миром реет вечным светом, не скудея. Живых свершений терпкой вязью насладись, Не тщась накапливать нетленные уроки. Увы, о вечности печётся твоя мысль! Таким ты был всегда, чтя древние "Пророки". II Таким ты был всегда, чтя древние "Пророки", Взывая к душам предков и немым богам, К нездешним далям и недольним берегам, В ответ лишь слыша ветр и моря зов далёкий. Величье готики, кудрявое барокко Старинных храмов, устремлённых к небесам, Хранят извечную тоску по чудесам, Спасающим от перипетий злого рока. Ты, человек, всегда о вечном тосковал, Искал священный, непреложный идеал, Стремился в осиянный горний мир высокий, Считал никчёмным здешних радостей накал, Смысл данного "сейчас и здесь" не понимал, Бессмертия желал, презрев земные сроки. III Бессмертия желал, презрев земные сроки, Молясь упорно о спасении своём; Не дорожил прожитым каждым божьим днём И уходил в Ничто, в итоге одинокий. Таит Всевышний своей логики истоки. Ведь если смертны мы, в чём высший смысл найдём? А коль бессмертны – грешный путь земной при чём? |
ЧИТАЙТЕ СТИХИ ВИТАЛИЯ СИМОНОВСКОГО! |