ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВИТАЛИЯ СИМОНОВСКОГО
Назад к списку Предыдущая страница Следующая страница
ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ
Виталий Симоновский
  ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ

(венок сонетов с предисловием)

"…если Бог есть сверхсистемное начало и система мира сотворена Им путём абсолютного творческого акта, то существует резкая бытийственная грань между Богом и миром, между Творцом и тварью."
Н.О.Лосский, Бог и мировое зло

"Развеселись!.. В плен не поймать ручья?
Зато ласкает беглая струя!"

Омар Хайам

Мысль о том, что каждый человек вечен или может быть вечным в какой-то иной жизни, лежит в основе магистральных религий.

Если человек смертен, то какой смысл этой жизни?

Так вопрошали во все времена.

Но вся сложность, интересность, неисчерпаемое многообразие этой жизни, половодье чувств, настроений, ощущений, страстей и борьбы, разнообразие творческой деятельности – внушали мысль о значительности бытия человека, человеческого разума, о целеосмысленности его на вечные времена.

Отсюда религиозные гипотезы о вечности души, о перспективе воскрешения.

Это может быть так, но совсем не в такой форме, как способен помыслить человек.

В Библии говорится, что люди воскреснут. Или некоторые, на усмотрение Всевышнего.

Возникает простой вопрос: в каком возрасте человека должно (целесообразно) воскресить и зафиксировать в таковом на веки вечные?

Ведь человек – это не нечто неизменное, не предмет, но текущий, развивающийся процесс.

Младенец, ребёнок, юноша, молодой человек, зрелый человек, пожилой, стареющий, дряхлеющий.

И на каждой стадии это уже другая личность, сохраняющая, разумеется, некоторую преемственность физических и психических черт.

Спрашивается, с какой стадии обычного течения жизни человека надлежит его воскрешать и, надо полагать, зафиксировать его в этой стадии навечно? (Ведь если воскресить с какого-то этапа и далее пусть он развивается по тем же земным (или неземным?) законам, то это тривиальный повтор жизни; тогда всё равно имеется в виду её конечность).

Ребёнком? Конечно, нет. Ибо ребёнок устремлён в будущее, в становление взрослым.

Юношей? Тоже нет. Это всё ещё период становления.

Зрелым человеком?

Этот период имеет пору поздней молодости (25-35), когда продолжают бушевать страсти и накапливаться опыт путём всё нового набивания шишек. Это ещё не та пора, когда вроде бы желательно остановиться и дальше не меняться.

Дальнейший период (35-50) зрелости, казалось бы, идеален. Вот он, человек, остановись мгновение!

Но в эту пору начинают накапливаться признаки увядания, как первые жёлтые листья на деревьях в конце августа.

Период 50-70 идеален в смысле мудрости (при хорошем здоровье) и утихания страстей. Но многого уже, увы, нет того, чем была прекрасна молодость.

После 70? Вряд ли кто-либо захотел бы воскреснуть дряхлым стариком.

Как видим, нет такого этапа в жизни человека, каковой стоило бы зафиксировать навечно.

Любой человек – это процесс, имеющий свою логику развития: зарождения, становления, апогея, заката и, увы, неизбежного конца.

Увековечить человека означает остановить, зафиксировать процесс. Заморозить ручей. Но это уже будет не ручей, а глыбы льда.

Может быть, идея о вечности человека не только фантастична. Она – противоестественна.

Что же вечно?

Вечен Космос, его дыхание, в основе которого, несомненно, лежит разумное начало – Высший Разум, Абсолют, Бог.

И каждый человек – носитель разума – есть Его вечное, переменчивое проявление.

В этом – вечность, в этом предельно высочайший смысл прожития каждого человека.

По-видимому, человек, человечество -- это один из способов реализации вечной игры Высшего Разума.

Люди – волны.
Они возникают и исчезают.
Океан – вечен.

"И что без бури океан?"

I

Ты алчешь вечности, упрямый человек?
Но люди не столпы, но беглые процессы,
Что зарождаются, текут сквозь дни и стрессы,
И Леты мерный плеск встречает их пробег.

Минувшее тускнеет, как весенний снег.
И не понять уже былые интересы.
В ушедшем прошлом нет ни плотности, ни веса.
Забвенье – вот удел течений бренных всех.

И лишь, как в древности вещал Платон, идея
Над миром реет вечным светом, не скудея.

Живых свершений терпкой вязью насладись,
Не тщась накапливать нетленные уроки.
Увы, о вечности печётся твоя мысль!
Таким ты был всегда, чтя древние "Пророки".

II

Таким ты был всегда, чтя древние "Пророки",
Взывая к душам предков и немым богам,
К нездешним далям и недольним берегам,
В ответ лишь слыша ветр и моря зов далёкий.

Величье готики, кудрявое барокко
Старинных храмов, устремлённых к небесам,
Хранят извечную тоску по чудесам,
Спасающим от перипетий злого рока.

Ты, человек, всегда о вечном тосковал,
Искал священный, непреложный идеал,

Стремился в осиянный горний мир высокий,
Считал никчёмным здешних радостей накал,
Смысл данного "сейчас и здесь" не понимал,
Бессмертия желал, презрев земные сроки.

III

Бессмертия желал, презрев земные сроки,
Молясь упорно о спасении своём;
Не дорожил прожитым каждым божьим днём
И уходил в Ничто, в итоге одинокий.

Таит Всевышний своей логики истоки.
Ведь если смертны мы, в чём высший смысл найдём?
А коль бессмертны – грешный путь земной при чём?
 
Hosted by uCoz